Индустрия | Ролевых | Игр | На | Русском | Языке
ИРИНРЯ
1989 | 1990 | 1994 | 1995 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020
"Порох и хлеб" - хорошее и только хорошее


Книга «Порох и хлеб» http://lavikandia.ru/powder_and_bread.pdf  является сеттинговым дополнением к игре «Лавикандия: Небо и Долг» — игре об антропоморфных животных, живущих в дальневосточной империи в мире с двумя лунами, духами, демонами и двумя типами людей – пигмеями и чуть более привычного для читателей роста. «Порох и хлеб» — о последних. Книга написана неплохим языком, весьма достойно для некоммерческого проекта иллюстрирована силами Вероники Томенко и Дарьи Рашевской, и вычитана и вполне может быть усвоена за три-четыре для невнимательного чтения в общественном транспорте, либо дома после тяжелых трудовых буден. К некоторому недостатку верстки можно отнести маленький шрифт, несколько затрудняющий чтение с экрана планшета или компьютера.

 

Без карты в оригинальных названиях и хитросплетениях политики разобраться довольно трудно.
Как пишут авторы во введении «Порох и хлеб» — это игра для любителей истории, литературы, шпионских и детективных фильмов, склонных к решению проблем разговорами. Как обычно, шпионские разговоры и детективы с историей любителям литературы предлагается завершать умным боевиком. Умный боевик предполагается проводить в небольшом герцогстве Орднунг Одзонг, либо в многочисленных сопредельных и не очень государствах: Лавикандской империи, Священном царстве Амн Амр, Фантавриской империи, Тейнской республике, Соединенном королевстве Уолша и Наргейла (тут я перестал писать названия фракций по памяти и стал сверяться с книжкой), Конфедерации городов Северного Амра, и в республике Краведже!

Ранний тизер «Пороха и хлеба».
Отступление о названиях. Коллектив авторов Лавикандия.ру всегда был весьма оригинален в выборе имен-собственных для всего, что у них есть в их воображаемой действительности. Чего стоили только медведи-воители получившие славное имя Брэ (на момент написания данной рецензии первая ссылка в гугле по запросу «брэ» www.google.ru/#newwindow=1&q=%D0%B1%D1%80%D1%8D  — это большая российская энциклопедия, а вторая – они, родимые…). Коллега Аваллах, недавно опубликовал эмоциональный комментарий о важности контроля фантазии в выборе имен-собственных, на примере страны Шоссии, к которому я и отсылаю imaginaria.ru/p/dobrye-lyudi-vozvraschenie-domoy.html и я, возможно, менее эмоционально, но все же присоединюсь к его мнению по данному вопросу. 

Авторы, конечно, представляют в книге «иннивагов с двумя душами» — «ниш маниду» несколько иначе.
Перечисленные империи, королевство, царство, республики и герцогство на момент начала игры находятся в разных эпохах, если проводить параллели с настоящим миром, кто-то в веке 18, кто-то в 16, кто-то где-то между. Кроме цивилизованных на манер западной Европы народов, на карте имеется так называемая Саванна, занятая племенами воинственных дикарей, именующих себя инниваги и всегда готовых отправиться в поход за добычей и славой в земли «живых мертвецов», которыми они считают всех своих врагов. И, не смотря на магические боевые дирижабли, шагающих человекоподобных роботов в смысле боевых механических автоматонов, самураев-мушкетеров, конницу на тиранозаврах и передовые политические доктрины, цивилизованные народы не имеют никакой возможности справиться со сплоченным племенным союзом оседлых и кочевых «индейцев», воины которого вооружены примитивным оружием, изощренной магией и аутентичной толерантностью людям с размытой гендерной ролью.

Подобная статистика по численности сословий в «Порохе и хлебе» была бы невредной.
Каждое из семи «варварских» в лавикандской терминологии государств описано по одной схеме – приведен очерк истории, описаны роли сословий (аристократия, духовенство, третье сословие и крестьянство), далее в более-менее свободной форме изложены факты, делающие данное государство «особенным», политические планы руководства на соседей и герцогство Одзонг, и в самом конце можно найти идеи для приключений для выходцев из описываемых земель. Приключения включают в себя шпионские миссии по передаче и захвату ценностей, похищения людей, возможности заработать для телохранителей, врачей, ученых, куртизанок и политиков. Кроме того, постоянно упоминается некий турнир фехтовальщиков, который проходит в Одзонге и за победу, в котором вроде как положены денежные призы.

Суровым велёландским борцам за свободу авторы предлагают вести себя с утонченными фантаврскими йонкерами еще и пожестче.
Значительная доля текста «Пороха и хлеба» уделена Фантаврской Империи, которая является вольной копией с Империи Британской с непокорными ирландцами-вёлеландцами, неодолимым флотом линейных кораблей, всесильной Торговой компанией, двумя шпионскими организациями и находящейся в самом разгаре промышленной революцией. Небольшие отличия от реального прототипа – те самые волшебные летающие корабли, «отторгнутая» в другое королевство Шотландия, бессмертный Император во главе и замена энергии пара на энергию магов идут, на мой взгляд, тут только на пользу, придавая сеттингу определенной свежести и оригинальности.

" — Передайте, Его Высочеству господину говорящему медведю, что это испанская терция банда Амрских сесе."
При этом, с основными противниками «коварного Альбиона» — Империями Французской и Испанской, а также Голландской Республикой – авторы обошлись безо всякой жалости. Франция и Испания мелко нашинкованы, смешаны в равных долях, к ним добавлены хаггардовские африканские охоты на ведьм, ритуальный каннибализм, австрийские спецслужбы, хтонические обычаи человеческих жертвоприношений, японские разделение на дворы сёгуна и императора и сесе — мушкетеры-самураи, кавалерия на тиранозаврах и ведьмаки-наркоманы. В результате мы имеем Священное Царство Амра. А Голландии почти что вовсе не имеем.

Наргейлские рыцари следуют за своим бароном в бой с другими наргейлскими рыцарями и бароном.  
Бургундская часть Франции выделена в соседи к местной Шотландии и погружена в глубины 15-го века в прочтении советского учебника истории, а также параллельного ему Вальтера Скотта в варианте «Квентина Дорварда». По слухам, рыцари равнинной части объединенного королевства Уолша и Наргейла грязны, закованы в полные латы и слезают с боевых коней только чтобы воспользоваться правом первой ночи, цитируя стихи Бертрана де Борна. Их соседи-горцы живут по заветам «Роба Роя» летая на грифонах, нанимаясь от безденежья в гвардию государей и республик за моря. Также в объединенном королевстве присутствует рассвет готической архитектуры и маги с рунными посохами. 

Мексиканский генерал Антонио де Падуа Мария Северино Лопез де Санта Анна и Перез де Леброн с легкостью бы вписался в политический ландшафт республики Тейн.
Все прочие государства являются республиками или полисными федерациями, что, на мой взгляд, есть сильное место сеттинга. Краведжа и Тейн – Чешская Швейцария и Великая Коллумбия с роботами соответственно – слегка отходят от фентезийного и стимпанковского канона обязательной для крупного государства монархической системы правления, который каким-то удивительным образом утвердился в ролевых играх и соответствующей литературе последних лет. Кроме того, эти две республики негативно относятся к рабству и крепостной зависимости крестьян, которые свирепствуют во всех остальных частях «Земли и воды» – мира «Пороха и хлеба».

Люди возрождения — важные члены общества Конфедерации городов Северного Амра.
За ними идет республиканская конфедерация городов северного Амра, пережившая отделение от Фантаврии и гражданскую войну севера и юга. Конфедерация, на мой взгляд, представляет собой интересный мысленный эксперимент, описывающий развитие тринадцати американских колоний, которые случайно обладают романской культурой, вместо англо-саксонской, и с амрскими французами-испанцами-людоедами в качестве соседей по всей сухопутной границе вместо фронтира. По мнению авторов, в результате получится некоторый аналог Италии 15-16 веков с возрождением, кондотьерами, бродячими учеными и рассветом материальной культуры. Может быть. Хотя могло получиться и нечто подобное Португальскому королевству, а на самом деле — ничего бы не вышло.

В Одзонге всегда есть чем заняться ассасину Эгунгуна.
Княжество Одзонг, в свою очередь, представляет собой еще один клон Италии, только если Северный Амр – это республиканская Италия, описанная «крупными мазками», то Одзонг – это Венеция, Генуя, Милан и Флоренция спрессованные в один город под властью одного государя. В Одзонге мы найдем местных Медичи, Дориа и Колонна, деление города на соперничающие кварталы, реестр старших и младших цехов, пролетариев-чомпи, князя-абсолютного правителя из династии тиранов, убийц-брави в масках из организации с поэтическим названием Эгунгун на службе благородных семейств, карнавалы, верфи закрытый квартал иностранцев Сетельмент — Фандако деи Тедески – и всю прочую эстетику, широко популяризованную в известной компютерной игре «Кредо ассасина II», а также в чуть менее популярных литературных произведениях.

" — Говорят, миледи, что сеттинг «Пороха и хлеба» идеален для шпионских детективов. — И кто же это говорит, мой милый герцог?".
Таким образом, даже если сеттинг «Пороха и хлеба» в некотором роде представляет собой салат, то салат этот годный к употреблению, а широко распространенная в отечественном хобби идея «итальянского» княжества, как центра для игры в «умный боевик» с плащами, шпагами и кинжалами реализована весьма неплохо.
В книге также имеется система для создания персонажа, правила по магии и бесконечный список навыков. При всей моей личной симпатии к «Пороху и хлебу», который очаровал меня роскошным натюрмортом на обложке, я не могу понять, зачем в 2013 году 27(?) страниц из 135 уделять списку навыков в роде «Оценка оружия», «Оценка лошадей», «Оценка предметов искусства» и т.п. Также не вполне ясен «амок лавикандских брэ» в который впадают авторы, предостерегая читателей от введения в сеттинг альтернативных героев-фурри, визитеров из параллельных вселенных, работающей религии и артефактов великой древней цивилизации, которые есть и лежат на глубине 20 метров под землей. Тут, видимо, имеет место некоторый негативный опыт, который авторы получили в ходе создания рецензируемого произведения.

Региону, аналогичному России в «Порохе и хлебе» почему-то места не нашлось. А Джон Вик все же «изыскал резервы».
В завершении, не могу не провести параллели между творчеством коллектива Лавикандии с творчеством зарубежного коллектива авторов, сгруппированных вокруг компании AEG, а именно между «Небом и долгом»-«Легендой пяти колец» http://ru.rpg.wikia.com/wiki/Рокуган и «Порохом и хлебом»-«Седьмым морем» http://ru.rpg.wikia.com/wiki/7th_Sea. Оба коллектива начали с восточной темы и продолжили европейской авантюрой. Оба коллектива строили восточный сеттинг вокруг кланов сгруппированных вокруг «тотемного животного», диктующих нормы поведения персонажу в полном ритуалов и нерушимой иерархии мире дальневосточной империи. Западный сеттинг и у тех и у других построен «от земли и веры» — прошлое и будущее персонажей определяется обычаями и историей государства «вестфальского мира» в котором они рождены.  Однако, есть и различия. В обоих сеттингах AEG’овцы активно использовали образы и клише романтического Дальнего востока (Книгу пяти колец, Войну Минамото и Тайра, Сокрытое в листве, Записки у изголовья) и Запада (романы Дюма, Хаггарда, Сабатини) практически в формате «как есть», без рубки на мелкие куски и разбрасывания ровным слоем по сеттингу. Что, в некотором роде, облегчало жизнь читателей и игроков. Авторы «Пороха и хлеба»: Сергей Вейс, Алиса Касиляускайте, Константин Михайлов, Анастасия Шевелева – предпочитают играть с читателем в «постмодернистские» игры с сеттингом-салатом. Что ж. Это их право. Я сыграл в эту игру и получил удовольствие от чтения книги, не знаю, правда, насколько мои попытки к дешифровке текста и «распробыванию» исходных ингредиентов салата оказались успешны. Чего и вам желаю.
Восстановлено по архиву «нового» Ролемансера: http://rolemancer.ru/archive/2014/03/15/poroh-i-hleb-horoshee-i-tolko-horoshee.html.
© 2018–2020