Индустрия | Ролевых | Игр | На | Русском | Языке
ИРИНРЯ
1989 | 1990 | 1994 | 1995 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020
Рецензия на "Dungeons & Dragons: the Movie"

Эпиграф: “Я знал, то будет плохо, но не знал, что Так…” (Виктор Цой).

Вступление.

После того, как я наконец посмотрел пресловутую копию (титры, кстати, оказались китайскими) и сравнил “Подземелья и Драконы” с “Лабиринтами и Монстрами”, я понял, что не понимаю хода мыслей американских рекламщиков. Фильм, разрекламированный как антиДД-шный, получился средненьким проблемным кино, где разоблачительного пафоса или высказываний, направленных непосредственно против системы, не было. А то, что в течение почти года раскручивалось как пропагандистский блокбастер, не уступающий, по словам его апологетов, грядущему “Властелину Колец” или прошедшей “Скрытой Угрозе”, оказался скорее антирекламой - настолько, что сами представители кампании по-быстрому от него открестились, забыв про то, что для промоушна фильма они даже написали модуль и чуть не сделали сеттинг, рассчитывая в случае успеха фильма запустить в продажу целую серию.

Отчасти поэтому я не буду извращаться в придумывании уничижительных эпитетов, а постараюсь достаточно коротко и ясно изложить свои претензии к данному фильму, разбив их на несколько структурных групп.

1. Соответствие фильма концепту АДД как ролевой игры.

Теоретически, главная цель фильма, сделанного ради рекламы той или иной игры - не только привлечь к ней внимание своим высоким качеством, но и дать понятие о ее особенностях и механике, сделать так, чтобы после просмотра кино рядовому зрителю было бы понятно, как выглядит игровой мир, чем отличается один тип героя от другого или каковы эффекты наиболее частых заклинаний, и дальнейшее освоение собственно игры проходило бы с меньшим количеством проблем. Эту задачу кино не выполнило, ибо с точки зрения “хардкорного ДДшника”, претензий к фильму не меньше, чем фактографическихошибок в небезызвестном “Гладиаторе”, где, как известно, практически не было ни одного аренного бойца, одетого и экипированного по настоящему древнеримскому канону.

Классы.

Первое ощущение, которое возникает после просмотра - в среднем воры дерутся значительно лучше, чем воины, а маги - лучше, чем воры. Молодой вор без труда пользуется свитком, который не мог прочитать высокий маг. Зато воины высоких уровней явно могут применять магию - именно таким образом первый помощник главного гада сократил расстояние и оказался в его резиденции прямо с полянки перед пещерой. Священников просто обнаружено не было, равно как и указания на присутствие в мире неких Высших сил вообще.

Расы.

Присмотримся к сцене в таверне и нечеловеческим лицам вокруг. По набору морд публика напоминает Таттуин, но никак не мир средневековой фэнтези с преобладанием рас из списка РНВ. Гном вообще встречался в единственном экземпляре, и только плакат “dwarves not allowed”, мелькнувший над мусорной кучей, в которой он спал, указывает на то, что в этом городе их может быть несколько. Почему из достаточно уважаемой расы шахтеров и ремесленников в фильме сделали откровенное отребье, непонятно.

Эльфы в фильме есть и даже живут в лесах, но выглядят поменьшей мере странно. Я имею в виду даже не столько арбалеты (из лука никто не стрелял вообще) или маски из нижних челюстей парнокопытных, сколько то, что “партийный рейнджер” и лечивший главного героя целитель относятся к совсем разным расовым типажам. Тут уж или подбирать на все роли большеглазых латино-африканских метисов (девушка, кстати, сама по себе ничего), или обходиться без политкорректности и рисовать эльфов с привычных кельтов. Что же до пожилого целителя с повадками “мудрого индейца”, то меня более всего рассмешил не столько возраст, сколько его откровенно хоббитское телосложение и двойной (если не тройной) подбородок.

Возникает ощущение, что режиссеры исходили не из того,что стоило изобразить, а из того, что уже было в наличии: вот есть у нас красивая розовая масочка с открывающимся третьим глазом - значит, надо обязательно показать ее в фильме.

Магия.

Начнем с процесса отработки заклинаний. Такое важное в механике АДД понятие, как «чарник» (книга заклинаний), отсутствует вообще. Маги кастуют (применяют заклинания), что хотят в данный момент, причем вместо материальных компонентов (тоже немаловажная деталь системы, которую стоило отразить), пользуются непонятной субстанцией, похожей на цветной песок - впрочем, и он не обязателен: главный гад в своей последней битве за песок не хватался вообще.

Теперь о том, какие именно чары применялись. Я не нашел ни одного соответствия заклинаний фильма заклинаниям РНВ. Наиболее часто использовалось нечто, напоминающее magic missile, эффект которого, однако, явно показан как отбрасывающий и отключающий, и пространственная дверь, подозрительно похожая на town portal в Дьябло-2.

Вообще, возникает чувство, что, хотя боевые заклинания были (по вражеской драко(ко)ннице стреляли только так) маги из принципа не применяли их против людей, и даже для того, чтобы убить хозяина библиотеки и советника императрицы, Главный Гад отправил своего помощника. При этом достаточно могущественный маг оказался абсолютно бессилен против группы обыкновенных воинов, которых минутой позже спокойно вывела из строя его ученица. Защитные заклинания тоже отсутствуют как факт - магическая школа, святая святых правящей касты, оказалось проницаема для двух воров-малолеток.

Клерицизм.

Как уже упоминалось, священников в фильме вообще нет, а единственный момент исцеления связан с эльфом, который по его собственным объяснениям (вы используете волшебство, а мы - часть волшебства) , более походит на колдуна из Третьей Редакции. При этом глаза на лоб полезли именно у магички - прочие наблюдали за этим как за самим собой разумеющимся.

Монстры.

Зверюги с присосками из-за ушей, при помощи которых мучили магичку, не обнаружилось ни в одном каталоге. Бехолдера нарисовали, но он ничего не заметил и даже не стрелял глазами - зато двигался куда быстрее оригинала. Драконы выглядели как монстры чуть умнее циркового льва. Нежити, которую так просто сделать и которая так часто является противником РС, особенно в незамысловатых модулях, не было. Зато фамилиарами обоих высоких магов (и главного гада, и советника принцессы) были монстрики, похожие на импов.

Работа в команде.

АДД как игра рассчитана на партию игроков, у каждого из которых как бы есть свое место в команде - с тем, чтобы цель достигалась совместными действиями всей группы. Здесь же мы четко видим главного героя, совершающего все ключевые для сюжета действия, и его свиту, которая работает на «подтанцовке». Более того, когда герой и его приятель освобождают попавшую в плен магичку, эльфийка специально подчеркивает, что они должны сделать это сами, без помощи остальных.

2. Сюжет и его внутренняя логика. Выстроенность мира.

Раз уж свою главную задачу фильм не выполнил, попробуем воспринять его просто как красивую сказку в стиле фэнтези. Однако и здесь взгляд упирается в изрядное количество ляпов, как сюжетных, так и относящихся к облику мира. Меж тем думать, что дети глупы, и потому в фильмах для них можно довольствоваться объяснениями в стиле «it’s magic» - дурной тон. Красота сказки во многом зависит от того, насколько полным, многомерным и логически цельным представляется описанный мир - вспомним классику типа “Бесконечной истории” или “Лабиринта”.

И это называется Империей?

Желая глобальности, авторы сценария назвали свое государство не королевством, а Империей, не понимая, что это все-таки предполагает определенный уровень величия государства и силы государственной машины - тем более, если она еще и в руках магов, возможности которых превосходят обычные исторические. Здесь же престиж и мощь власти настолько низка, что глава гильдии воров, который должен бы быть самым информированным человеком в стране, не знает в лицо первого помощника главного гада, который явно заменяет Вейдера в качестве главного представителя карающей руки закона (что видно из реплик в разговоре с эльфийкой, из которых ясно, что “теперь он работает не на страну, а на главного гада”). Какой на фиг террор, если при входе в ординарную таверну отряда стражи во главе с тем же лицом местные жители не разбегаются кто куда, а продолжают пить, как будто ничего не произошло, и даже затевают драку?

Отметим и то, что Устав Гарнизонной и Караульной службы тоже не читал Никто(!). Тюрьма, где держат магичку, представляет собой явно полуразрушенную крепость при полном отсутствии организации охраны или попыток ее ремонта. А ведь престиж проникновения в крепость или башню мага прямо зависит от сложности проникновения в таковую. Все это создает дополнительную картину охватившего империю бардака.

Архитектура и техника.

Очень видно, что «разработчики мира» ориентировались не на логичность или эффективность, а на стильный внешний эффект без попыток увязать его с общей структурой мира. Я понимаю, что город магов в НММ-3 смотрится красиво и отчасти напоминает родные небоскребы, но подумайте об отсутствии лифтов! Странным является и то, что сложные механические ловушки из лабиринта воровской гильдии встречаются только там, а не на охране магов, которые обычно бывают ответственны за научное развитие общества.

До кучи - цветные эльфийские бронелифчики и доспехи, в которых помощник главного гада мог драться в основном руками только из соображений их конструкции - жестко закрепощенные плечи, к которым крепился плащ, создавали проблемы с подниманием рук.

Маги и простые смертные.

Начиная с заставки, нам мрачным голосом рассказывают, что дело происходит в стране, где маги правят всем, а простые смертные влачат жизнь худшую, чем участь рабов. И что мы видим? Невысокие маги перебирают книги и черепа и массово гибнут при попытке выпустить дракона, высокие потрясают посохами и интригуют на совете, а главный гад пытается строить конституционную монархию. Что же до простых людей, то они совершенно не выглядят угнетенными, и даже пожар на воде показан скорее как развлечение, на которое глазеет куча зевак, нежели как бедствие, с которым несчастные горожане вынуждены справляться без чьей-то помощи. Народные массы весело пьют в тавернах и не имеют в своих рядах нищих и больных. Может быть, я воспитан на старом советском кино про борьбу угнетенных, но неужели нельзя было дать пару-тройку красивых ярких мазков, направленных на то, чтобы вызыватьу зрителей сочувствие к планам императрицы и неприязнь к магам?

Ну и кто после этого Главный Гад?

В фильме присутствует злобный маг, но помимо сверкания глазами, в фильме нет никаких иных доказательств его “нехорошести”. Он вполне выглядит строителем конституционной монархии, стремящимся сохранить стабильность страны от рискованных шагов. Единственное явное его преступление (убийство советника принцессы) можно объяснить соображениями безопасности страны - именно этот маг (кстати, не член Совета) активно подстрекал принцессу к действиям против Совета и собственно и подбросил ей идею притвориться паинькой и отдать скипетр для того, чтобы под шумок заполучить еще более сильный (правда, проклятый, но разве ж оно важно) артефакт и применить его для борьбы с магами. Он даже выполнил данное своему помошнику обещание, убрав из него по выполнении задания вселенную в него сущность.

А теперь сравним его с “доброй принцессой” - кто первый применил над большим городом Оружие Массового Поражения в лице драконов, устроивших налет на магов, еще до того как те попробовали отобрать у нее скипетр силой? Заметим, что когда небо стало меркнуть, идея о том, что происходит что-то не то, даже не возникла в ее голове. И какие должны быть потери среди мирного населения того города, над которым дрались две стаи драконов - от одних падающих и взрывающихся тел (как понятно из начала фильма, при соприкосновении с водой кровь дракона горит!) ?? В общем, финальная сцена фильма, в которой голос принцессы, объявляющий всех равными звучит на фоне панорамы кладбища и рядов свежих могил, выглядит по меньшей мере двусмысленно.

Впрочем, этого авторы фильма явно просто не заметили - он иллюстрирует классический американский подход, где цель оправдывает средства, а главный гад является таковым только с точки зрения автора сценария.

Логика действий героев.

В фильме такое большое количество сюжетных неувязок, что я не буду перечислять их все и ограничусь наиболее явными моментами. Как остальные члены группы попали в башню, если главный герой успел шагнуть в стену, а прочие остались за бортом? Каким образом спутники главного героя позволили взять себя в плен, если потом они так легко вытащили спрятанное оружие и без проблем всех раскидали (не говоря о том, что с ними был крутой рейнджер, а противникам пришлось идти через леса дружественных РС эльфов)?

То же самое можно сказать и о логике и тактике героев. Например, если красться с надвинутыми капюшонами на головах посреди толпы, по нормальной логике внимание стражи привлечет именно такая фигура, явно пытающаяся от кого-то скрыться. Здесь же по городу передвигались так.

Но более всего нелогичностью страдали эльфы, которые сначала долго объясняли герою особенности мира, суть которых в том, что попытка манипулировать драконами вызовет катастрофу, а потом не только отправили его к пещере с жезлом, но и дали ему магический меч с абсолютно непонятными свойствами. Хотя вручению его сопутствовал диалог двух эльфов о том, что «рано или поздно герой поймет весь его потенциал», понял он это видимо, уже после конца фильма. Разве что меч служил ключом для того чтоб пройти за силовую стенку? Кажется, ружье не выстрелило…

Призрак “Звездных Войн”.

Чем больше анализируешь исходные штампы, на которых построено данное кино, тем более видно, что авторы фильма вдохновлялись не классической фэнтези, а именно сагой Лукаса, уши которой торчат откуда угодно. Это и упоминавшаяся сцена в таверне, и реплики типа “Императрица хочет распустить Совет”, и некоторые мизансцены, и даже финальная битва двух ведущих бойцов наших и ненаших на искрящихся клинках.

3. Технические моменты.

Наконец, пройдемся, самую малость по достоинствам фильма как произведения кинематографа, ибо нам часто известны истории, когда прекрасная игра актеров или виртуозная работа режиссера, оператора или художника перечеркивает бездарный сюжет. Здесь не случилось и этого.

Актерская игра.

Приз зрительских симпатий получает глава воровской гильдии, как персонаж наиболее стильный, живой и прикольный, потому что все остальные актеры старательно переигрывают, создавая не многомерный образ, а картонный типаж, в котором подчеркнуты две или три основные черты. Главный герой - классический американский мальчик, готовый после кодовой фразы “но ведь все это ради счастья народа, свободы и демократии” на любые подвиги и действия. Особенные приметы - никогда не сбивающаяся стильная прическа. Его девушка - классический синий чулок, по ходу фильма превращающийся в опытную приключенку, но служащий в основном для демонстрации возникающего чувства главного героя к Женскому Образу. Его друг - классический «представитель дружественного национального меньшинства» и носитель комедийного начала. Поведение его при этом практически не отличается от того типажа в «Не грози Южному Центру..», в котором он играл до того.

Теперь о негодяях. Джереми Айронс - хороший актер, хотя воспоминания о его лучшей роли в экранизации «Лолиты», в сочетании с сюжетом фильма немедленно наводит на стеб типа “Гумберт Гумберт наносит ответный удар”. За вычетом некоторых моментов, где он старательно скрежещет зубами, изображая черного мага в приступе мегаломании, его герой адекватен, хотя для актера его уровня роль в таком кино явно была проходной. А его первый помощник, одновременно похожий на Вейдера, Терминатора и плохого полицейского и своими выкидными лезвиями на наруче, холодной крутостью и попытками поправить несуществующий галстук более всего напоминает наемного убийцу из Киберпанка, не до конца понимающего, чем отличается этот мир от его родного.

Можно было очень интересно поиграть с психологией иных созданий - но эльфийка вообще ничем не демонстрирует свою инаковость, а гном, выдав в начале пару стильных перлов типа преимуществ 250-фунтовой бабы, за которую можно подержаться, к концу абсолютно блекнет.

Диалоги.

Тут имеет место не только постоянные разговоры на слэнге, но и четкое привлечение стереотипов американской молодежной комедии, в том числе классический именно для нее образ трусоватого, но верного негра, взаимоотношения которого с главным героем подозрительно напоминают отношения персонажей Гибсона и Гловера в “Смертельном Оружии” . Возможно, такой ход был предпринят для того, чтобы сделать сюжет более прикольным или понятным для плохо знающей фэнтези молодежи, но в результате вышло смешение стилей.

Пожалуй, этим же было вызвано и желание обязательно вставить в кино представителя афроамериканцев. Я не знаю, насколько сейчас в американском кино распространен подход категории “если в фильме не будет черных, нас обвинят в замаскированной пропаганде расизма, а негры не будут ходить на наш фильм”, но фэнтези все-таки должно придерживаться своих канонов. А то негр есть, но он опять-таки единственный, не считая мулатки-эльфийки, и его наличие никак не было отыграно.

Видеоряд и анимация.

Те, кто видел ту же кассету, что и я, могли сравнить качество и проработку анимации в самом фильме и той дописке, которая относилась к заставке компьютерной игры. С моей точки зрения работа художников на уровне заставки к НММ-3 откровенно недостаточна для фильма, предназначенного для молодежной аудитории, привыкшей наблюдать и оценивать игры или фильмы по уровню навороченности компьютерных эффектов. Во всяком случае, в «Сердце Дракона» драконы были нарисованы лучше.

Постановка боев.

Честно скажем - могло быть и хуже. Особенно позабавило,что ведущий боец противника сражается голыми руками куда лучше, чем мечом, и что на лице бедного негра, избитого ошипованным наручем, не было никакой крови. Ну и вражеские арбалетчики, которые стреляли всего один раз, и то не в того.

Кто им доктор, кроме Фрейда?

Может быть потому, что по совокупности недостатков уже в середине фильма меня начало пробирать на стеб, я обнаружил, как много в нем интересных психоаналитических аллюзий на сексуальные темы, часть которых, похоже, планировалась заранее.

Начнем с главной идеи фильма, согласно которой группа мужчин постклимактерального возраста пытается отобрать у несовершеннолетней девочки (с подчеркнутой внешностью неполовозрелой девственницы) фетиш-скипетр, дающий им власть - то есть безусловно символизирующий их утраченную потенцию и желание поиметь принцессу, лишив ее артефакта. Вспомним, как главный маг чуть не облизывает в самом начале фильма предмет, который он пытался сделать сам. Она же намеревается найти еще более крутой артефакт, уничтожение которого главным героем является мистическим аналогом кастрации его текущего владельца. Иными словами, “Принцесса хочет палку (rod)”.

Скрытое желание магов удовлетворить свои желания при помощи магического предмета проявляется в финальной сцене битвы, в которой на бедную девочку нападает вызванный главным магом (и снова привет от Набокова) странного вида монстр, образ которого воплощает его извращенные фантазии. Сие проявление мажьего ego напало на нее сзади, схватило лапами за плечи и начало производить подозрительно знакомые телодвижения, однако вызванный принцессой при помощи «палки» дракон, пасть которого есть замаскированная vagina dentata, пожирает оскорбителя.

Не обошли и представителей нетрадиционной ориентации - вид Дарта Вейдера с синим блеском на губах и черной коже вызывает вполне «хентаевские» ассоциации, и когда они схлестнулись с главой воровской гильдии, я ожидал, что они вот-вот оба выхватят ошипованные дамские сумочки и начнут окучивать друг друга с воплями “куда прешь, пра-ативный! Это моя территория!”.

Все вышеописанное естественно хохма, но в картине слишком часто педалируются некоторые моменты, которые и дают возможность воспринимать события так.

Эпилог?

Как бы поступил я, если бы мне предложили снять рекламный фильм по АДД? Показав группу начинающих героев, я не стал бы спасать ими мир и ограничился его регионом или даже небольшим городком. Отыграв сбор команды, я постарался бы отразить особенности каждой расы и класса - мага, копающегося в чарнике и собирающего маткомпоненты, священника, изгоняющего нежить, или гнома, по едва заметным признакам определяющего направление и грядущий оползень. Я показал бы достаточно долгое и сложное путешествие по Подземельям, наполненным природными и искусственными ловушками.

В разработке сценария я шел бы от классических штампов фэнтези, включая даже надоевшее спасение принцессы от дракона - разъяснение для чайников должно быть относительно стереотипичным. Даже исходя из штампов американского кино, я взял бы за основу не космическую оперу, а боевики типа «Индианы Джонса» или связанные с путешествием во Вьетнам, выдерживая стиль, подобрав приличный фолк-металлический саундтрек и не мешая мороженое с солеными огурцами. Из монстров точно были бы орки и нежить (достаточно просто изготовляемые и часто встречающиеся в модулях) + что-то эндемическое. А вот Дракон, наверно, был бы всего один - но казался тем монстром, положить которого РС смогли бы на последнем дыхании и с полным напряжением сил.

Я постарался бы подобрать актеров так, чтобы каждый из них сам имел опыт ДД и представлял себе тот тип, который он отражает (мб. даже поводил бы их по модулю, который бы написал заранее, как каркас сюжета) и не поленился бы потратиться на спецэффекты прописанных по канону заклинаний, представив мир классическим средневековьем, с тамошними реконструкторами в качестве массовки.

Неужели все это было так сложно, что нельзя было сделать ничего подобного?? Ведь обидно - после того провала, которым должен бы закончиться этот фильм, мало кто вскоре возьмется снова делать кино по мотивам АДД... а все же стоило бы!

Зы - Жаль, что я не успел просмотреть модуль - иначе рецензия была бы полнее и касалась бы и сюжета, в котором партия героев 3-го уровня отважно выносит 17-го мага. Если у кого-то есть его текст, пришлите его мне и все получат дополненный текст рецензии.

02/04/2004
HeMeZ
HeMeZ


Совершенно согласен с мнением автора статьи. На самом деле все очень просто: берется средненький фильм, на него навешиваетс бренд, хорошо известный в определенных кругах, а потом все это продается. Ну и конечно в фильме должны быть драконы :-), да и подземелья типа 3 на 5 метров тоже.
Восстановлено по базе «старого» Ролемансера, предоставленной FatCat.
© 2018–2020