Индустрия | Ролевых | Игр | На | Русском | Языке
ИРИНРЯ
1989 | 1990 | 1994 | 1995 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020
Прощай, фэнтези?
25/03/2001
Илья Бестужев
Илья Бестужев


※Фэнтези

Прощай, фэнтези?

МОЙ путь до литературы в стиле фэнтези был очень долгим, начинал я с авторов так называемой советской фантастики, где герои были серьезные, идейные и всегда шли к цели, не забывая о заветах учителей. Я не могу сказать, что это была плохая фантастика, но она была зашоренная, там не было того, что заставляло бы людей грезить об иных мирах и представлять себя героем.

Первыми были не наши

Я ПОМНЮ тот день, когда принес домой трехтомник Толкиена и всю ночь читал. Дойдя до конца, понял, что зря торопился, - эту книгу нужно читать медленно. Прочел еще раз, а потом побежал за оригиналом. И, читая его, я плакал, переживал, любил и страдал, восхищался пейзажами, описанными автором, и жил в этом мире. Джон Роналд Руэл Толкиен - писатель, сумевший создать самое интересное и эпохальное произведение стиля фэнтези. Он создал и новый жанр, который позже назовут "epic fantasy" ("эпическое фэнтези"). В основу его книг легли саксонские и скандинавские мифы, Библия и эпосы древних народов. Именно эти книги принесли в мир тех самых эльфов, гномов и полуросликов. Они показали вязь магии и величие темных сил, но также и их слабость и бессмысленную злобу.

После выхода основной трилогии появилась еще одна книга. Фактически это библия для тех, кто любит Толкиена. "Сильмариллион" - описание богов, мира, основных народов и героев, написанная в стиле скандинавских сказаний, - очень интересна, но одновременно и очень сложна для чтения. Ее приходилось читать медленно, иначе невозможно было проникнуть в суть. Язык книги в отличие от трилогии очень сух, но так и должно быть у произведения, которое легко может претендовать на исторический обзор выдуманного мира.

Штурм столицы.

В МОСКВЕ книги Толкиена официально стали доступны очень поздно, до этого они ходили лишь в электронном виде, в любительской сети idonet или только среди некоторых счастливчиков, которые в то время обладали доступом в Интернет. Что стало происходить, когда появились эти книги! Сотни людей начали писать продолжения, дополнения или отдельные повести, в которых герои книг менялись. Какие-то произведения стали юмористическими, а какие-то "шизоплагиатом". Я не просто так выбрал это слово, ибо довольно долго общался с людьми, которые называют себя "толкиенистами" и cобираются в Нескучном саду. Нет, я могу понять тех, кто ходит в майках любимой команды и не пропускает ни одного матча, я могу понять тех, кто делает доспехи и кует мечи, а потом на ристалище cражается, - это по крайней мере красиво.

Это все-таки историческая реконструкция, которая не оскорбляет историю, так как люди, которые этим занимаются, делают все очень достоверно и красиво. Но я не могу понять тех, кто, обмотавшись брезентом или надев картофельный мешок и сделав из клюшки деревянный меч, идет в Нескучный сад, чтобы выпить "чего-нить" крепкого и устроить "маньячку" - подраться на бревнах. Люди, которые cобираются в этом месте, не просто оскорбляют книги Толкиена, но и фэнтези вообще. Давайте представим картинку, когда почитатели "Мастера и Маргариты" будут собираться на Патриарших прудах, одеваться в котов или ходить голыми, распивать спиртное и стрелять друг в друга из деревянных пистолетов, имитируя бой Бегемота с особистами.

Наши классики.

НАШЕ фэнтези начинается с произведения Ника Перумова "Черное Копье". Фактически это продолжение трилогии Толкиена. Не хочу говорить, что это плагиат, так как последние произведения этого автора заслуживают внимания. Но эта "первая ласточка" была монстром. Читая эту книгу, я медленно сходил с ума, все это вызывало ощущение конкретного бреда извращенного представителя сексуальных меньшинств. Не хочу критиковать автора, я списал это на то, что это были первые шаги Ника Перумова. Его последние произведения "Странствие Мага" и "Дочь Некромансера" заслуживают пристального внимания, так как являются настоящим образцом фэнтези, который написан русским автором. Книги красивы, их интересно читать, достойный сюжет.

Хочется обратить внимание и на не менее известного и очень любимого мной автора этой литературы Анджея Сапковского, так как он пишет славянскую фэнтези очень давно. Первую публикацию его рассказа я прочел в журнале "Техника - молодежи", рассказ был вырезан, помещен в сокровенное место, где пролежал очень долго, до тех пор, пока не вышла книга, где были все рассказы, повествующие о новом типе героя - ведьмаке.

Эпитафия.

К СОЖАЛЕНИЮ (да простят меня многочисленные поклонники), фэнтези как жанр в данный момент находится в стадии вымирания. Журнал "Amazing Stories" (именно здесь впервые когда-то появился Конан), к слову сказать, не опубликовал в прошлом году ни одного cколько-нибудь обращающего на себя внимание произведения.

Что же произойдет дальше? Скорее всего, фэнтези просто сольется с практически исчерпавшей себя как жанр классической НФ в некий гибрид. Подтверждения такой тенденции можно видеть, что называется, невооруженным глазом, пройдитесь по книжным лоткам. В новом, по сути "гибридном" жанре, сохранившем от НФ только название, работает множество авторов. В качестве примера хотелось бы привести творчество Андрея Белянина. Его "Рыжий рыцарь", написанный в классическом канале ролевой фэнтези с обязательно присутствующими рыцарем, драконами и черным замком с труднопроизносимым названием, по сути своей включает в себя изрядную долю элементов классической НФ, как путешествия по "стволу времен", так и пародийные элементы, что безусловно делает книгу заслуживающей внимания.

К слову сказать, время и космос являются основными "нитками" для сшивания фэнтези и НФ. Герои либо набредают на искомый фантазийный мир, путешествуя по Стволу (Древу, Змею, Фракталу, Бичу, черту в ступе) времен, либо натыкаются на него где-то на краю Галактики (Метагалактики, Домена, Пузыря и т. д.) в процессе победной космической экспансии.

Публикуется с разрешения www.aif.ru .

13/12/2003
WARchangel
WARchangel


Не ставя под сомнение авторитет уважаемого Бестужева, позволю себе с ним не согласиться.
Если рассматривать современную литературу с такой позиции, то можно дейтвительно смело говорить о литературном кризисе.
Да, время, когда писали Толкиен и Льюис прошло, ушёл Желязны, ушли все те, кого мы зовём классиками фэнтези.
Но ведь ушли и Достоевский, Толстой, Тургенев. Настали те времена, когда писателей стало МНОГО, а вот действительно серьёзные произведения так и остались штучным товаром.
Сейчас прилавки забиты "бульварными" романами, детективами, но и фэнтеи не вырождается.
И нет ничего плохого в симбиозе фэнтези и научной фантастики - ведь получившийся продукт по сути является новым витком развития и того, и другого одновременно. И это нормально.
Можно вспоминать те времена, когда Великие писатели создавали всё лучшие творения, а ведь можно и задуматься, что после каждого спада бывает и подъём.
И можно ждать его, высматривая в проиведенияях молодых писателей интересные идеи - как знать, бытьь может первое произведение нового классика жанра сейчас печатается в типографии, или лежит на редакторском столе...
Восстановлено по Way Back Machine: [1].
© 2018–2020